В девяностые годы, когда бизнес только пришел на наши земли, расчет показателей его эффективности велся довольно просто – если деньги получены, значит, все хорошо, и можно гулять, ну а если денег нет, то и говорить не о чем. По сути, понятия прибыль не существовало, и имели значение только деньги, которые имелись у учредителей на руках. В принципе, на тот момент такой подход имел смысл, ведь предприниматель понятия не имел, сколько времени просуществует его бизнес, и сколько времени сможет прожить он сам.
Однако, к счастью, времена меняются, и сегодня мы может говорить об определенной стабильности в нашей экономике и рассчитывать прибыль, как это делают на Западе, на основе того фактора, что компания существует практически вечно. А значит, и прибыль нужно определять за каждый отдельный период, в зависимости от того, сколько за этот период было реально ей заработано, независимо от того, когда на счет компании поступят деньги. Так как компания закрываться не собирается, то движение денег имеет второстепенное значение, в то время как объективное отражение прибыли в бухгалтерском учете позволяет принимать важные управленческие решения.
Вам будет интересно:Пассив баланса как основа для принятия управленческих решений
Доходы будущих периодов как раз и относятся к той ситуации, когда приход денег на счет и реальное получение дохода различаются. В этом случае мы можем говорить о том, что деньги было получены раньше, нежели компания предприняла необходимые усилия для того, чтобы их заработать. Как вы уже поняли, учет доходов организации необходимо вести по факту совершения ей действий экономического характера (производство товара, его отгрузка, реально предоставление услуги клиенту и т.д.). Однако как определить точный срок, на который будет правильным отнести доход?
Все довольно просто. В случае с товарами, считается, что компания заработала деньги тогда, когда эти товары перешли в собственность покупателя. В случае с услугами, тогда, когда услуга была предоставлена, например, клиент был пострижен. Движения же денег связаны с понятием ликвидности бизнеса, но никак не с его прибылью.
То, что деньги, которые покупатель должен за товар или услугу продавцу, называются дебиторской задолженностью, вы наверняка знаете. Однако, что делать в тех случаях, когда покупатель вносит предоплату и лишь затем получает товар либо пользуется услугами компании? Здесь-то нам на помощь и приходят доходы будущих периодов. Предоплата – это обычное дело для оплаты интернета, аренды и т.д. Вот клиент внес плату за два года, однако реально еще не воспользовался своим правом проживания в квартире. Значит, записывать доход нельзя, однако и кредиторскую задолженность тоже, так как в реальности компания ничего клиенту не должна. Поэтому используются доходы будущих периодов, отражающие тот факт, что доход будет получен, но спустя некоторое время.
Учет доходов будущих периодов используется и в некоторых других случаях, отличных от получения компанией предоплаты. В первую очередь, это - получение подарков, безвозмездной помощи и прочих подобных, не ожидаемых компаний доходов. Записать весь доход на один отчетный период было бы неправильным, поэтому бухгалтер разносит его по различным периодам, а та сумма, которая будет записана в прибыль в будущем, остается на счете ”доходы будущих периодов”.
В дальнейшем, в ходе зарабатывания компанией реального дохода, путем, к примеру, оказания услуг по сдаче помещения в аренду, бухгалтер увеличивает прибыль препдриятия, списывая доходы будущих периодов.
Как видите, общий смысл учета будущих доходов не представляет собой ничего сложного. Проблемы, однако, могут возникнуть при определении точной суммы, которую следует оставлять на этом счете, и при определении того, в какой момент непосредственно необходимо проводить с него списание. Подобное умение отличает профессионального бухгалтера, который всегда в своем выборе руководствуется интересами компании.