Существует множество методов, помогающих в принятии как краткосрочных, так и стратегических решений по управлению предприятием. Пожалуй, одним из самых простых среди них является операционный анализ, который также иногда называют анализом безубыточности. В ходе этого процесса происходит определение таких показателей, как сумма покрытия, порог рентабельности и некоторых других.
Основа данного вида анализа – подразделение затрат предприятия на производство продукции на переменные и постоянные. Причина такого разделения состоит в том, что различные затраты неодинаково ведут себя при изменении объемов продаж и производства. Так, величина переменных расходов, исчисленных на единицу продукции, всегда постоянна, но их общая сумма изменяется пропорционально объему производства. А вот сумма постоянных расходов, напротив, всегда постоянна, однако их доля в себестоимости единицы обратно пропорциональна количеству производимой продукции.
Вам будет интересно:Разгосударствление и приватизация: системная обусловленность
Одним из самых важных показателей является критическая программа. Она представляет собой такой объем производства в натуральном выражении, который позволяет предприятию функционировать без убытка. Порог рентабельности (точка безубыточности) определяется путем умножения критической программы на цену продукции. Иными словами, порог рентабельности – это показатель, характеризующий тот уровень выручки компании, при котором достигается безубыточность. Оба этих показателя можно определить как путем изучения графика, так и аналитически. Остановимся более детально на втором методе.
Для определения критической программы требуется найти количество продукции, которую необходимо произвести и продать для покрытия всей суммы постоянных расходов. Таким образом, достаточно разделить сумму этих самых постоянных расходов на разницу между ценой и переменными затратами на единицу. Следует сделать оговорку, что мы исходим из допущения о том, что предприятие продает ровно столько же продукции, сколько и производит. Пороговое значение выручки, как уже отмечалось, можно найти путем умножения полученного результата в натуральном выражении на цену.
Еще одним показателем, который требует к себе пристального внимания, является коммерческая маржа. Вам также могут встретиться такие названия, как сумма покрытия или же вклад в покрытие. Определяется данный показатель очень просто, путем уменьшения выручки на величину переменных затрат. Соответственно, сумма покрытия должна покрывать постоянные расходы и формировать прибыль. Отметим, что коммерческая маржа пропорциональна объему продукции, но в расчете на единицу ее значение не меняется. В связи с этим часто определяют долю суммы покрытия в выручке. Зная эту величину, мы можем применить еще один метод расчета пороговой выручки – разделим постоянные расходы на долю суммы покрытия.
Для определения того, насколько предприятие далеко от убыточности, рассчитывают величину запаса финансовой прочности. Он определяется разницей между выручкой, полученной при реализации продукции, и порогом рентабельности. Данный показатель тоже можно рассчитывать как долю от выручки.
Последний показатель, который хотелось бы рассмотреть, это операционный леверидж. Он описывает степень производственного риска, показывая то, во сколько раз быстрее изменяется прибыль предприятия по сравнению с изменением выручки. Расчет его предельно прост и состоит в отношении коммерческой маржи к прибыли. Риск, который оценивается данным показателем, связан с тем, что в составе себестоимости присутствует постоянная часть. Этот риск тем больше, чем ближе работает предприятие к точке безубыточности. При увеличении выручки деятельность фирмы становится все более безопасной с этой точки зрения, так как доля постоянных затрат неуклонно снижается.
Описанные выше расчеты проводятся с учетом предположения, что все зависимости являются линейными. Конечно, реальные взаимодействия гораздо сложнее, и, например, действительный порог рентабельности может отличаться от найденного, но для базового анализа описанные методы применять можно совершенно спокойно.