Мероприятия по переводу экономики на рельсы рыночного развития включают целый комплекс действий, предполагающих создание новой конфигурации экономической системы в целом. Такие программы реализуются практически во всех странах с так называемым переходным типом экономики, а потому сама по себе приватизация государственного и муниципального имущества – достаточно новый правовой механизм, который продолжает совершенствоваться по мере накопления опыта в этой сфере деятельности. В России данные процедуры оговорены в ст. 217 ГК, которая определяет, что приватизация представляет собой процесс передачи госимущества в собственность частным лицам или организациям. В содержательном аспекте, это означает прекращение прав публичной собственности и образования прав частой собственности.
Вам будет интересно:Приватизация муниципального имущества: правовой аспект
Приватизация государственной собственности, в каких бы формах она не проводилась, какие мотивы не инициировали бы ее, всегда требует разработки четкого правового механизма ее проведения. Это продиктовано той важностью процесса приватизации для всего общества и возможными негативными последствиями для общества в целом, в случае неподготовленности правовой стороны реализации данной политики. Поэтому приватизация государственного и муниципального имущества диктует необходимость принятия специальных законов. Она может проводиться как возмездным путем, так и бесплатно, это зависит от конкретных условий самого процесса приватизации и характеристик имущества, которое включается в этот оборот.
В России приватизация проводится в отношении следующих объектов собственности:
- земельных участков.
- предприятий, имущества и ценных бумаг, которые ранее принадлежали государству;
- приватизация жилья;
По каждому из указанных объектов, государство определяет и реализует конкретные цели экономического и социального характера. Так, например, целью приватизации госпредприятий декларировалась необходимость формирования слоя индивидуальных предпринимателей, развитие социальной инфраструктуры страны, повышение эффективности бизнес-деятельности, улучшение финансового положения. На начальных этапах проведения приватизация государственных и муниципальных предприятий проводилась, как правило, на возмездной основе. Но, как показал исторический опыт, первые попытки приватизации в России были крайне неудачными, особенно в части обеспечения их социального эффекта. Поэтому в 2006 году была принята Государственная программа, которая существенно трансформировала не только целевые установки приватизации, но и процедурные. Так, например, в качестве главной цели программы называется «максимизация» эффективности приватизационных мероприятий с целью увеличения конкурентоспособности экономики страны. Реализация программы предполагает решений следующих задач:
- социально ориентированная приватизация государственного и муниципального имущества, выведенного из оборота использования государством;
- сокращение количества федеральных унитарных предприятий государственной формы собственности;
- эффективная реструктуризация ряда отраслей экономики;
- увеличение федеральных доходов.
В сфере приватизационной программы по жилью и земельным участкам, ставятся такие цели:
- создание благоприятных условий для формирования жилищного и земельного рынков; - сокращения расходов, направляемых на содержание жилья за счет государства;
- стимулирование эффективного использования земли и земельных угодий;
- усиление социальной поддержки сельскохозяйственных работников.
Исходя из этих целей, Программа предполагает, что приватизация государственного и муниципального имущества должна проводиться сначала на безвозмездной основе, и только по мере продвижения к поставленным целям, надо осуществлять поэтапный переход к возмездной приватизации. Именно такой поход обеспечит наиболее гармоничное сочетание интересов государства и граждан в ходе приватизационного процесса.