Как известно, весь бухгалтерский учет основан на проводках. Несмотря на то, что на первый взгляд проводка кажется чем-то страшным, на самом деле бухгалтерские проводки – это всего на всего бухгалтерское отражение экономических операций. Вы приобрели сырье, погасили кредит или оказали клиенту услугу? Все это должно найти свое отражение в бухгалтерии. Даже самая незначительная операция должна быть зафиксирована для того, чтобы итоговый документ, характеризующий состояние дел на предприятии, бухгалтерский баланс, мог быть сведен воедино. При этом все многообразие экономических операций, в которые оказывается вовлечена компания, можно разделить на четыре простые группы и по аналогии осуществлять учет. Вам достаточно понять логику этих четырех групп, чтобы приоткрыть завесу тайны над бухгалтерскими операциями.
Вам будет интересно:Что такое маржинальный доход предприятия
Первая группа именуется как реструктуризация активов. Активы – это то, чем владеет компания, например, денежные средства или производственное оборудование. В тот момент, когда вы тратите ваши деньги на приобретение оборудования, вы как раз и осуществляете реструктуризацию. Все типовые проводки этой группы проводятся как дебет активного счета, который вы увеличиваете (в балансе активы всегда учитываются в дебете) и кредит счета, который вы уменьшаете. В нашем примере кредитоваться будет счет, на котором учитываются денежные средства.
Бухгалтерские проводки второй группы схожи по своему принципу с ранее рассмотренными. Только в этом случае мы имеем дело не с активами, а с пассивами. К пассивам же относят долги компании, а также ее капитал, который можно определить как долю акционеров в форме вложений и прибыли. Реструктуризация пассивов может происходить, когда вам продляют срок погашения кредита, а значит, он переводится из краткосрочной задолженности в задолженность долгосрочную. В этом случае необходимо кредитовать долгосрочную задолженность (пассивы в балансе учитываются в кредите), и соответственно, дебетовать краткосрочную.
Третья группа, в отличие от рассмотренных выше примеров, объединяет бухгалтерские проводки, которые связывают активы с пассивами. В данном случае происходит увеличение и того, и другого. Довольно простым примером здесь является взятие предприятием средств в долг. В таком случае на его счету появляются дополнительные средства, т.е. активный счет дебетуется, однако одновременно растет и задолженность предприятия перед кредиторами, а значит, соответствующий пассивный счет кредитуется. По аналогичному принципу происходит учет доходов, только кредитуется в данном случае капитал.
И наконец, четвертая группа включает в себя типовые проводки бухгалтерского учета, ведущие к снижению как активов, так и пассивов. Как вы уже могли догадаться, к такого рода проводкам относится погашение задолженности и учет расходов. В первом случае мы кредитуем счет, содержащий информацию о денежных средствах, одновременно дебетуя счет, учитывающий нашу задолженность. В случае с расходами, нам необходимо дебетовать специальный счет, отражающий себестоимость продукции. Он затем будет использован для расчета прибыли.
Выучив все рассмотренные выше бухгалтерские проводки, вы сможете легко разобраться практически в любой выполняемой вашим бухгалтером операции. Главное – не забывайте общий принцип: если что-то дебетуется, то что-то должно на такую же сумму кредитоваться. Помните также, что рост активов всегда отражается дебетом, а рост пассивов – соответственно, кредитом. Руководствуясь всего лишь такими поверхностными знаниями, вы сможете легко ориентироваться в основных бухгалтерских документах, а значит, будете оставаться в курсе всего происходящего на предприятии, что так важно для принятия управленческих решений.