Влияние доходов жителей любой страны на потребительский рынок, как правило, обусловлено достаточно большим количеством факторов, которые не всегда находят себе место в теоретических описаниях. Здесь важны не только макроэкономические характеристики региона, и даже не микроэкономические, здесь важны факторы и социально-исторического и психологического свойства. Что представляет собой дифференциация доходов населения, и как она влияет на потребительский рынок, можно наглядно рассмотреть на примере оценки доходов населения Гродненской области Беларуси. Этот мониторинг показал, что на протяжении 2008 – 2010 годов в области наблюдается тенденция роста как номинальной, так и реальной их величины, но при этом темпы их роста из года в год замедляются, среднедушевой доход населения снижается. В целом за период 2008 - 2010 годов номинальные доходы жителей Гродненской области возросли в 2,77 раза. Причем их увеличение произошло не за счет увеличения заработной платы и других выплат, но и снижением темпов роста инфляции, в связи, а потому реальные доходы увеличились в 1,55 раза а дифференциация доходов снизилась.
Вам будет интересно:Капитализация процентов как самый оптимальный способ накопления денег
Вместе с ростом величины денежных доходов растут и величины нормативных потребительских корзин. Величина прожиточного минимума (БПМ) в расчете на душу населения за представленный период возросла в 3,48 раза, что превысило несколько превысило темпы увеличения доходов и привело к резкому сокращению численности населения, располагающего доходами меньше, чем БМП, и, соответственно, в области также снизилась дифференциация доходов.
Если в 2008 году в Гродненской области за чертой прожиточного минимума находилось 24,6% населения, то в 2010 году эта величина равнялась всего 6% . Кроме того, за указанный период фиксируется статистикой увеличение дистанции между БМП и среднерасчетными располагаемыми доходами населения. На основании этого, можно утверждать, что в области дифференциация доходов стабильно снижается, сокращается уровень бедности и набирают силу тенденции, свидетельствующие о формировании среднего класса, который в социальном смысле, составляет основной сегмент участников потребительского рынка.
Параметры денежных доходов предопределяет величину потребительских расходов населения, часть которых направляется на приобретение товаров для личного потребления и оплату услуг, т.е. представляет величину покупательных фондов, которая в среднем за период 2008 - 2011 годов в Гродненской области составила около 80% величины денежных доходов. В составе последних расходы на приобретение продуктов в регионе составили около 40%, что может, хотя и косвенно, служить доказательством достаточно высокой величины доходов населения.
Причем, если этот показатель в 2008 году составил 47%, то уже к 2011 году он снизился до 39,9%. Доля расходов населения Гродненской области на приобретение продуктов на 2,7% ниже среднереспубликанского уровня.
Рост доходов благоприятно отразился на величине реализованного спроса, которую можно оценить по показателю розничного товарооборота. Динамика объёма розничного товарооборота Гродненской области свидетельствует об определенных положительных изменениях на потребительском рынке региона: за период 2008 - 2011 годы розничный товарооборот увеличился в 1,68 раза. Такие данные свидетельствуют, что дифференциация доходов населения является динамическим показателем уровня реальных доходов населения и проявляется через абсолютные величины и структуру потребления на рынке потребительских услуг и товаров. Важным является и установление прямой взаимозависимости между уровнями доходов, степенью активности на потребительском рынке и социальной структурой населения региона.