На сегодняшний день перечень органов, которым дано право в той или иной степени контролировать сферу внешней торговли, довольно обширен. Данный перечень включает в себя Президента РФ, Правительство РФ, Федеральный таможенный комитет, Министерство промышленности и торговли, Федеральную налоговую службу, Центральный Банк и т.д. При этом следует учесть, что вопросы контроля подотчетные вышеперечисленным органам прямо зависят от их компетенции.
Если подробно рассматривать понятие " контроль внешней торговли", можно понять, что данное понятие является комплексным, ввиду того факта, что по сути объединяет в себе несколько различных видов контроля. Применение каждого вида контроля зависит от той специфики, которой характеризуется каждый контролируемый объект внешней торговли.
Вам будет интересно:Классификация налогов
На сегодняшний день основных видов контроля пять. Главным из них является валютный контроль. Другие виды контроля представлены таможенным, налоговым, карантинным фитосанитарным и ветеринарным контролем. Более глубоко остановимся на таком понятии, как валютный контроль.
Валютный контроль представляет собой особый вид государственного контроля, который осуществляется с целью обеспечить в государстве соблюдение валютного законодательства. Валютный контроль в россии основывается на следовании следующим принципам:
- соблюдение приоритетного положения экономических мер при реализации политики государства в аспекте валютного регулирования;
- исключение вмешательства государственных органов в процессы проведения валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами, в том случае, если такое вмешательство не обосновано;
- соблюдение единства внутренней и внешней валютной политики РФ;
- соблюдение единства систем валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государственными органами полноценной защиты прав, а также экономических интересов, как резидентов, так и нерезидентов в процессе осуществления валютных операций.
Законодательным актом на основании которого происходит валютный контроль осуществляемый таможенными органами является федеральный закон № 173-ФЗ от 10. 12. 2003 "О валютном регулировании и валютном контроле".
Органам валютного контроля даны полномочия:
- проведения проверок соблюдения нерезидентами и резидентами валютного законодательства РФ, а также законодательных актов, принятых органами валютного регулирования;
- проведения проверки достоверности и полноты учета, а также сдачи отчетности по валютным операциям нерезидентов и резидентов;
- запрашивания и получения документов и информации, связанных с проведением валютных операций, а также открытием и ведением валютных счетов. При этом установлен обязательный срок, в который документы должны быть предоставлены. С момента получения запроса, поданного органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, этот период не может быть меньшим, чем семь рабочих дней.
- выдачи предписаний об устранении нарушений валютного законодательства РФ, а также законодательных актов, изданных органами валютного регулирования, после выявления данных нарушений в ходе валютного контроля;
- применения установленных законодательством РФ мер ответственности к нарушителям валютного законодательства РФ, а также к несоблюдающим акты, изданные органами валютного регулирования.
Напомним, валютный контроль является лишь частью контроля в сфере внешней торговли, осуществляемого государством комплексно. Данный вид контроля не может осуществляться обособлено от других видов контроля, в частности таможенного. Таким образом, внешнеторговый контроль, а точнее его особенности, в первую очередь определяется спецификой объекта, подлежащего контролю.