01-10-2018 20:53

Статистический учет - это... Организация статистического учета

Статистическая форма учета представляет собой комплекс специальных процедур, обеспечивающих информацией о количественных показателях одинаковых факторов, обладающих массовым характером. В хозяйственной сфере используются только те операции, которые касаются наблюдения за экономическими объектами. Рассмотрим далее, какие функции выполняет статистический учет и какие произошли изменения в системе.

Общая характеристика

Оперативный, статистический, бухгалтерский учет тесно взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь проявляется в следующем. Данные оперативного учета вносятся в бухгалтерскую информационную систему и используются для статистических обобщений. На практике применяются разнообразные методы контроля сведений. К основным факторам правильности формирования хозяйственного учета относят единство предмета, цели и руководства. Управление процессом обобщения сведений осуществляется Минфином и Госкомстатом.

Что такое статистический учет?

Страховая компания "Евроинс": отзывы, рейтинг, КАСКО, ОСАГО. ООО РСО "Евроинс"Вам будет интересно:Страховая компания "Евроинс": отзывы, рейтинг, КАСКО, ОСАГО. ООО РСО "Евроинс"

Платежная система «Лидер»: особенности и преимуществаВам будет интересно:Платежная система «Лидер»: особенности и преимущества

Это, как выше было сказано, комплекс специальных операций, которые считаются обязательными для каждого предприятия. При этом информация может быть выборочной, а не сплошной. Статистический учет - это обобщение и систематизация данных. Операции могут производиться с помощью самостоятельного наблюдения или по информации финансовой и оперативной отчетности. Статистический учет - это дополнение к уже имеющимся данным о явлениях и процессах, не обладающих стоимостной оценкой.

Особенности ведения

Статистический учет - это деятельность, которая осуществляется по особым принципам. Они имеют ряд отличий от правил ведения финансовой отчетности. Статистическая форма учета перемещения объектов позволяет получить данные не только за год, но и за больший период – 5-10 лет. Информация обобщается в графиках и таблицах. Они позволяют провести сравнительный анализ экономических операций предприятия.

Госкомстат

«Газпромбанк», ПИФ (паевые инвестиционные фонды): особенности вклада, курс и котировкиВам будет интересно:«Газпромбанк», ПИФ (паевые инвестиционные фонды): особенности вклада, курс и котировки

В настоящее время в деятельности госорганов по обобщению и систематизации сведений задействовано более 50 тыс. чел. Руководство отечественной статистикой осуществляет Госкомстат. В структуре этого органа находится более 80 территориальных комитетов, проектно-технологический и научно-исследовательский институты, вычислительный центр, учебные заведения. Госкомстат стал центральным звеном не только формирования, но и методологии статистических разработок, тесным образом связанных с реформированием экономической системы. Это, в свою очередь, потребовало перехода страны на международные схемы выполнения процедур в соответствии с рыночными условиями.

Организация статистического учета

Ключевые направления развития рыночной модели экономики были намечены еще в 1993 г. в соответствующей программе, утвержденной правительством. Согласно ее положениям существенным изменениям была подвергнута действовавшая система статистических данных. В результате была сформирована модель национальных счетов, началось международное сопоставление ВВП. Кроме этого был приведен в соответствие с мировыми стандартами статистический учет перемещения товаров, показатели населения, финансов, внешней торговли, труда. Была заложена основа регистра юрлиц и обособленных подразделений, Единая система кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации.

Особенности реформирования

На первом этапе преобразование статистического учета осуществлялось по принципу приоритетности. В действовавшую ранее систему внедрялись новые, не связанные между собой компоненты. Статистический учет вступил на новый этап, предполагающий дальнейшее развитие и завершение работы по изменению модели для адаптации ее к рыночным условиям. В настоящее время специалисты отмечают, что наиболее полное информационное удовлетворение получают органы госвласти. При этом другие разрезы – предпринимательский, индивидуальный, научный - нуждаются в серьезной доработке. Преобразования должны ориентироваться на необходимость объединения сведений о ключевых блоках макроуровня и детальной информации о различных сторонах микроуровня – конкурентной среде, конъюнктуре, рынках, предприятиях и так далее.

Адаптированность системы

В значительной степени она определяется по уровню развития маркетинговой структуры. Спрос и потребитель должны формировать "портфель информационных заказов" для статистики. Реформы в системе обеспечат его исполнение с учетом удовлетворения нужд по всем качественным и количественным показателям: от объективности и содержания до дизайна.

Вместе с тем необходимо соблюдение преемственности в реформах, незыблемости основных условий развития. В частности речь о сохранении национальной модели организации статистики, основывающейся на традициях и сложившихся взаимоотношениях территориальных и ведомственных органов, усилении интегрирующих функций Госкомстата в едином процессе отображения данных об общественно-экономических явлениях в стране. Немаловажно повышать роль региональной статистики, перераспределять задачи между федеральным и субъектным уровнями.

Ключевые направления

В соответствии с программой были намечены планы по разработке статистических показателей, обеспечивающих комплексную характеристику экономики переходного периода и рыночные взаимодействия. Комплекс работ в виде принципиальной аналитической схемы был сформулирован в 1995 г. Эта модель ориентирована на решение ряда задач:

  • Представить во взаимосвязанном виде механизм функционирования отечественной экономики, установить ключевые направления исследования процессов, проходящих в ней.
  • Определить комплекс параметров, необходимых для выполнения анализа. Показатели вырабатываются и на региональном, и на федеральном уровнях с учетом мирового и отечественного опыта, рекомендаций ведущих международных организаций.
  • Обосновать современные взгляды на организацию статистического учета.
  • Придать текущей деятельности органов необходимую направленность на долгосрочный период.
  • Развивать методологию в соответствии с содержательной стороной экономического анализа.
  • Регистрация граждан

    Реформирование статистики касается не только экономической сферы жизни. Ряд изменений претерпели и прочие виды человеческой деятельности. В частности корректировки были внесены в порядок регистрации лиц по месту нахождения. На лицо, которое будет находиться по месту пребывания более года, составляется листок статистического учета прибытия (форма 12П). При регистрации граждан, проходящих службу по контракту, а также их родственников в оттиск штампа и в п. 8 указанного бланка вписывается адрес воинской части без номера (только наименование). Листок статистического учета прибытия оформляется только в случае приезда лиц в населенные пункты, в которых до призыва они не проживали. Бланк заполняется в одном экземпляре. Исключение составляют случаи, когда граждане изменили место проживания в пределах одной административно-территориальной единицы.

    Системный подход

    Его реализация требует отказа от использовавшегося ранее отраслевого метода сбора информации. Системный подход предоставляет широкие возможности для взаимосвязанного и глубокого исследования функционирования рынков капитала, труда, услуг и товаров для комплексной характеристики производителей, более точного анализа направлений и масштабов инвестиционных потоков, выявления устойчивых и проблемных секторов. Этот метод организации статистического учета предполагает существенное снижение информационной нагрузки на компании, устранение дублирования сведений, упрощение различных операций с данными.

    Планы на будущее

    Процесс сбора информации будет постепенно переориентирован на весь объем методов, применяемых в международной практике. В ходе реализации системного подхода при реформировании статистической системы учета ключевая роль отводится классификаторам. С переходом на новую программу должны четко формулироваться правила работы. В частности это касается процесса определения учетных единиц, разработки их классификации, а также обоснования способа установления основной деятельности предприятий. Решение этих задач предполагает создание согласованных международных стандартов. Они должны регламентировать порядок сбора, подготовки, обобщения, передачи и анализа информации статистического учета.

    Заключение

    Выработанные принципы и направления преобразования системы статистического учета позволяют объективно выявлять необходимые и реальные объемы информации. Это, в свою очередь, выступает в качестве исходной предпосылки для решения вопросов структурирования работ, технического оснащения и прочих операций, осуществляемых в системе электронных комплексов обработки или в рамках программ на ПК. Этот подход позволяет исключить интуитивные методы при модернизации статистического учета, придать всему процессу экономичный, системный и осмысленный характер. Одним из ключевых элементов осуществляемых реформ выступает технико-технологический аспект совершенствования структуры сбора и обобщения информации. Он может быть реализован только в тесной увязке со всеми этапами организации статистического учета.



    Источник