01-10-2018 19:41

Правовая охрана лесов: понятие, определение и ответственность за нарушение

В Лесном кодексе закреплены меры, направленные на обеспечение рационального использования, воспроизводства, защиту лесного фонда от истощения, загрязнения, уничтожения, в т. ч. вследствие болезней, пожаров, жизнедеятельности вредителей. В комплексе эти меры образуют правовой режим охраны и использования лесов. В статье рассмотрим его особенности.

Общие сведения

Понятие правовой охраны лесов, объекты и субъекты которой четко определены законодательством, охватывает достаточно обширную сферу гражданско-правовых отношений. Защита ресурсов осуществляется специализированными органами и учреждениями. В их числе лесхозы, государственная лесная охрана, базы авиационной охраны и пр. Непосредственная охрана объектов осуществляется авиационными и наземными способами.

Ненормированный рабочий день. Оплата сверхурочной работы. Статья 152 ТК РФВам будет интересно:Ненормированный рабочий день. Оплата сверхурочной работы. Статья 152 ТК РФ

Экологические меры и требования, составляющие основы правового регулирования охраны лесов и лесного хозяйства, адресуются всем субъектам. К ним в том числе относят пользователей ресурсов, а также организации, деятельность которых влияет на состояние лесов.

Загсы Архангельска: адреса, где регистрируют любовьВам будет интересно:Загсы Архангельска: адреса, где регистрируют любовь

Правовая охрана лесов в РФ осуществляется посредством реализации ряда организационных мер. К ним относят:

  • Ведение лесного кадастра.
  • Мониторинг.
  • Разработка и реализация государственных программ, направленных на развитие лесопромышленного комплекса.
  • Госконтроль за состоянием, защитой, использованием, воспроизводством лесного фонда.
  • Требования к субъектам

    Они имеют первостепенное значение в сфере правового регулирования охраны и защиты лесов. На организации, занятые в лесном хозяйстве (лесхозы), возложены обязанности по учету объектов, организации их целевого и рационального использования, контролю выполнения работ лесопользователями, а также пресечению предписаний, правил санитарного и противопожарного обустройства территорий. Указанные субъекты должны осуществлять уход за объектами, предпринимать меры по улучшению их состава и качества, восстановлению, воспроизводству, предупреждению болезней и распространения вредителей.

    Переезд на ПМЖ в Крым: выбор города, климат, возможности трудоустройства, порядок действий, плюсы и минусы переездаВам будет интересно:Переезд на ПМЖ в Крым: выбор города, климат, возможности трудоустройства, порядок действий, плюсы и минусы переезда

    В рамках правового регулирования использования и охраны лесов на юрлиц и граждан также возлагаются определенные обязанности. Одним из ключевых требований законодательства является выполнение санитарных, технологических, прочих мероприятий по защите ресурсов. Указанные меры правовой охраны лесов должны быть согласованы с органами власти и структурами управления лесным фондом на региональном уровне.

    Контролирующая служба

    В структуре органов государственного управления лесным фондом для обеспечения сохранности биологического и экологического потенциала, выполнения правил воспроизводства, использования, защиты объектов предусматривается специальный институт – Государственная лесная охрана. Эта служба наделяется полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений на охраняемых лесных территориях. Она вправе вменять гражданам и должностным лицам, не исполняющим предписания законодательства, штрафы, предъявлять иски о компенсации ущерба, причиненного ресурсам, передавать материалы в компетентные госорганы для привлечения виновных к ответственности, в тт. ч. дисциплинарной и уголовной.

    Специфика использования ресурсов

    В числе мер, составляющих содержание правовой охраны и защиты лесов, предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение производственных объектов специальными очистными сооружениями. Это необходимо для предупреждения негативного влияния на природу химических веществ, стоков, коммунальных, промышленных отходов и выбросов.

    Участки строительства объектов, оказывающих воздействие на воспроизводство и состояние лесов, должны согласовываться с региональным органом власти и территориальным подразделением службы управления лесным хозяйством. При этом обязательной процедурой является государственная экологическая экспертиза.

    Как составлять контракт: основные правила. Образец контрактаВам будет интересно:Как составлять контракт: основные правила. Образец контракта

    Выполнение строительных работ, извлечение ископаемых, прокладка инженерных сетей, осуществление иной деятельности, не связанной с лесным хозяйством, допускается исключительно при наличии разрешения. Методы, которые будут использоваться при этом, не должны препятствовать воспроизводству леса и нарушать его состояние.

    Если организация выполняет работы, негативно воздействующие на объекты, не обеспечивает защиту их от пожаров, ее деятельность может быть приостановлена до устранения нарушений.

    Важный момент

    Для обеспечения эффективной правовой охраны и использования лесов они распределяются по группам. Для каждой из них предусматривается специальный режим рубки и правила защиты.

    Приоритет в правовом регулировании охраны лесов отдается нормам, регламентирующим порядок использования территорий заповедников, особо ценных массивов, запретных полос. Установленный для них режим характеризуется, в первую очередь, тем, что указанные объекты могут использоваться исключительно по назначению, соответствующему их санитарным и защитным функциям. Правовое регулирование охраны лесов этой группы включает в себя установление запрета на рубку деревьев (кроме случаев, когда это необходимо в санитарных целях), а также повышенной ответственности за нарушение предписаний законодательства (114 статья ЛК).

    В иных лесах допускается заготовка древесины и другие работы. Однако мероприятия должны выполняться в строгом соответствии с нормами и принципами лесопользования. В частности, в основе правовой охраны лесов лежат принципы непрерывного, рационального и неистощительного пользования. Субъекты, имеющие разрешение на выполнение лесохозяйственных работ, обязаны соблюдать требования по сохранению и улучшению средообразующих, защитных, водоохранных функций объектов. Они должны обеспечивать все условия для воспроизводства леса.

    Заготовка древесины

    Правовая охрана лесов предполагает не только установление специальных режимов ведения хозяйства, но и других важнейших правил. Так, в РФ действуют акты, закрепляющие нормы рубок и заготовки древесины, предназначенной для удовлетворения экономических потребностей государства и нужд населения. Такие нормы устанавливаются на основании сведений о ежегодном приросте леса. Объем определяют путем утверждения расчетной лесосеки для конкретного предприятия, занятого в лесном хозяйстве, по зонам пользования и административно-территориальным единицам. Соответствующая функция возлагается на государственные органы, ответственные за реализацию госполитики в сфере правовой охраны лесов.

    Неистощительное использование

    Реализация этого принципа осуществляется посредством выполнения мероприятий, направленных на воспроизводство лесного фонда. Они осуществляются на территориях, ранее покрытых деревьями (гарях, вырубках и т. д.), либо предназначенных для высадки насаждений в границах нелесных зон.

    Обязанности по обеспечению воспроизводства возлагаются на предприятия, занятые в лесном хозяйстве, а также непосредственно на лесопользователей.

    Борьба с пожарами

    Это одно из ключевых направлений деятельности по обеспечению правовой охраны лесов. Для осуществления борьбы с пожарами на законодательном уровне закреплены специальные правила безопасного поведения. Согласно им, в лесах запрещено осуществлять действия, создающие реальный риск возникновения и распространения огня. Этими правилами также регламентируется проведение противопожарных мероприятий для предприятий, осуществляющих свою деятельность в лесном массиве или в непосредственной близости к нему.

    Правила безопасности обязательны для соблюдения всеми гражданами и юрлицами. Физлицам запрещено бросать в лесу легковоспламеняющиеся материалы, разводить костры на участках с высохшей травой, под кронами деревьев, в торфяниках и пр. при обнаружении возгорания в лесу необходимо оперативно предпринять меры по его устранению. Если своими силами гражданин потушить пожар не может, следует незамедлительно сообщить об этом сотрудникам лесхоза и спасательной службы.

    На лесопользователей возлагается обязанность разрабатывать и утверждать планы мероприятий, согласовывать их с компетентными структурами власти и выполнять их в установленный срок.

    Госпожнадзор в лесном фонде, а также в лесах, не входящих в его состав, осуществляется органами государственной лесной охраны. Для защиты могут использоваться авиационные средства и техника. Такая охрана лесов осуществляется специализированными подразделениями Федеральной службы лесхоза РФ.

    Специфика государственного управления охраной и использованием лесного фонда

    Заведомо ложные показания.Статья 307 УК РФ. Статьи за ложные показанияВам будет интересно:Заведомо ложные показания.Статья 307 УК РФ. Статьи за ложные показания

    В полномочия Российской Федерации в сфере защиты, использования, воспроизводства леса относят:

  • Определение ключевых направлений госполитики в области лесного хозяйства.
  • Выработка и утверждение законов, прочих нормативных актов, осуществление контроля их соблюдения.
  • Пользование, владение, распоряжение объектами, кроме случаев, закрепленных 47 статьей ЛК.
  • Реализация государственной инвестиционной политики в сфере охраны, использования, воспроизводства лесного фонда.
  • Разработка, утверждение, реализация госпрограмм.
  • Определение исполнительных органов федерального уровня для исполнения функций в сфере правовой защиты лесного фонда, установление их полномочий.
  • Утверждение порядка разделения лесов на группы, разграничения групп на категории защитности, перевода объектов из одной группы в другую.
  • Определение правил и норм лесопользования.
  • Установление и утверждение расчетных лесосек.
  • Определение видов платежей за использование объектов лесного фонда, минимальных ставок оплаты древесины, отпускаемой на корню.
  • Утверждение порядка предоставления лесных участков в пользование.
  • Установление правил отпуска древесины, рубок, защиты, охраны, воспроизводства леса.
  • Организация и координация проектно-конструкторских, научно-исследовательских мероприятий по ведению лесохозяйства.
  • Осуществление контроля использования, защиты, охраны объектов, воспроизводства лесов, установление порядка проведения проверок.
  • Утверждение правил и организация ведения учета леса, государственного кадастра, мониторинга лесоустройства.
  • Деятельность региональной власти в сфере правовой охраны объектов лесного фонда

    Уполномоченные структуры власти субъектов наделяются полномочиями, реализуемыми за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета. Региональные органы осуществляют:

  • Тушение пожаров на своей территории.
  • Права владения, распоряжения, пользования лесами, находившимися ранее во владении сельхозорганизаций, их охрану, воспроизводство и защиту.
  • Реализация указанных полномочий предполагает:

  • Принятие решений о выделении лесных участков в аренду, краткосрочное и безвозмездное пользование.
  • Организацию и проведение лесных аукционов и конкурсов.
  • Установку ставок платежей за пользование лесным фондом.
  • Выдачу лесорубочных билетов, ордеров.
  • Оформление разрешений на выполнение строительных работ, добычу ископаемых, прокладку инженерных коммуникаций, производство других работ, не относящихся к лесному хозяйству и лесопользованию, если для этого осуществлять перевод земель в другую категорию не требуется.
  • Проведение лесоустройства.
  • Защиту лесов от болезней и вредителей.
  • Осуществление профилактических противопожарных мероприятий.
  • Полномочия структур местной власти

    Органы территориального самоуправления уполномочены осуществлять использование, охрану, воспроизводство, защиту лесов, находящихся в пределах сельских и городских пунктов, кроме городов фед. значения. В этих городах соответствующие функции реализуются с учетом особенностей организации муниципального управления, закрепленных федеральным законодательством.

    Дополнительно

    В 50 статье ЛК закреплены ключевые принципы госуправления в сфере правовой охраны лесного фонда. Нормативное регулирование использования, воспроизводства, защиты объектов осуществляется на основе:

  • Устойчивого развития экономики и постоянного улучшения состояния природы.
  • Непрерывного, рационального, неистощительного использования лесных объектов в интересах РФ и ее субъектов
  • Несовместимости осуществления функций госуправления с осуществлением рубок на основных охраняемых участках и переработкой полученной древесины.
  • Заключение

    В настоящее время в законодательстве закреплены жесткие правила лесопользования. Лесной фон признается одним из основных природных ресурсов страны. В этой связи его охране уделяется повышенное внимание.

    Нормами закреплена ответственность (в т. ч. уголовная) за нарушение предписаний. Лесопользователи обязаны предпринимать меры по предотвращению пожаров, негативного влияния их деятельности на состояние объектов лесного фонда, распространения болезней и вредителей.



    Источник