14-11-2018 09:45

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами

Одним из важнейших направлений внешней политики любого государства является военно-техническое сотрудничество со своими партнерами по международной арене. Стоит также знать, что хотя в этой сфере задействованы огромные финансовые интересы, прибыль от такого сотрудничества является не самым важным фактором. Например, военно-техническое сотрудничество России считается настолько важным для политического руководства страны, что контролируется специальным законом и осуществляется через специальную организацию, являющуюся монополистом в своей сфере.

Распределение обязанностей: распределение должностных обязанностей работников разного уровня, порядок составления и подписания приказов, руководство для руководителяВам будет интересно:Распределение обязанностей: распределение должностных обязанностей работников разного уровня, порядок составления и подписания приказов, руководство для руководителя

военная выставка

Краткая история вопроса

Военно-техническое сотрудничество в том виде, в каком оно существует сегодня в России, стало складываться в начале пятидесятых годах двадцатого века. Сразу после Второй мировой войны, когда между СССР и странами Запада возникло заметное напряжение, стало понятно, что конкуренция в военной сфере выступает неотъемлемой частью внешней политики государства.

Исковое заявление о расторжении брака с детьми: правила составления, перечень документовВам будет интересно:Исковое заявление о расторжении брака с детьми: правила составления, перечень документов

Уже в 1953 году было принято решение о создании Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Новая государственная организация совместила в себе функции Главного инженерного управления и частично Министерства внешней и внутренней торговли. Поскольку вся коммерческая деятельность в то время находилась под непосредственным контролем государства, то и служба военно-технического сотрудничества была автоматически монополизирована. Таким образом, не только вся прибыль оказывалась в руках государства, но сама идея международного взаимодействия в военной сфере становилась частью внешней политики.

Поскольку на мировой военно-политической арене в то время наблюдались два крупных политических лагеря, то противостояние велось крайне жестко, с использованием всех доступных средств. Разумеется, в такой ситуации партнерами по военно-техническому сотрудничеству становились только те страны, которые входили в сферу влияния СССР. К таким странам относились государства, входившие в Организацию Варшавского договора, а также страна Азии, Африки и Латинской Америки, официально декларировавшие свои намерения идти по пути социалистического развития.

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации

Закон о сжигании мусора и разведении костров на участкеВам будет интересно:Закон о сжигании мусора и разведении костров на участке

Современное положение дел в ВТС России с иностранными партнерами является результатом развития советской схемы. Тотальная монополизация внешней торговли военными и двойными технологиями стала продолжением давней советской традиции, согласно которой все технологии государственной важности могли становиться частью военно-технического сотрудничества России только под неусыпным контролем государства.

Однако в современной доктрине капиталистической России уделяется внимание также и извлечению коммерческой прибыли. Само понятие "торговля оружием" появилось лишь после распада Советского Союза, в то время как до тех пор в употреблении были термины "оказание военной помощи" и "военно-техническое сотрудничество".

Такая терминология была оправдана во многом благодаря тому, что далеко не все политические союзники СССР могли оплатить дорогостоящее оборудование и технологии, и получали его фактически бесплатно в обмен на политическую поддержку Советской доктрины. В современном мире партнерство построено на более равноправной основе, но все же не исключает определенных льгот и преференций согласно союзническим обязательствам.

российские военные самолеты

Составляющие военно-технического сотрудничества

Учитывая важность сферы, нет ничего удивительного в том, что любое государство имеет хорошо проработанную законодательную базу, регулирующую оборот военной техники и прочие аспекты сотрудничества в военной сфере. В России существует специальный Федеральный Закон (ФЗ) "О военно-техническом сотрудничестве", являющийся частью более обширного законодательства, регулирующего международную торговлю.

Стоит отметить, что особенностью российского законодательства в данной сфере является его всеобщая согласованность, которая проявляется в единой политике всех заинтересованных служб и ведомств, осуществляющих контроль за торговлей и лицензированием технологий, которые могут быть использованы в производстве военной продукции. В области военно-технического сотрудничества государство большое внимание уделяет соблюдению режима нераспространения любых технологий, способны привести к созданию оружия массового поражения, будь то ядерное или химическое, равно как и биологическое.

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайнеВам будет интересно:3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Чтобы опасные материалы и технологии не попали в руки международных террористов, созданы исчерпывающие списки, в которых названы все материалы, сырье, ресурсы, техника и технологии, а также информация, которые могут помочь в создании вооружений. Любые материалы, названные в специальном президентском указе, не могут экспортироваться в обход специальных служб. В России поставка вооружений монополизирована и осуществляется единственной корпорацией - Рособоронэкспорт.

Рособоронэкспорт является единственным официальным посредником, поставляющим на международный рынок оборудование, технику и технологии двойного назначения, а также вооружения и другие специальные технические средства. Фактически, эта корпорация продолжает традицию государственного посредника, заложенную в 1953 году в СССР. Ни одна сделка по продаже или обслуживанию военной техники или техники двойного назначения не может быть произведена в обход этой корпорации, которая продолжает дело службы военно-технического сотрудничества. Рособоронэкспорт является предприятием в системе государственной корпорации Ростех.

Несмотря на то что Россия действует сегодня в условиях глобального рынка, поставка вооружений считается вопросом чрезвычайной политической важности, а потому не может осуществляться в обход государственного контроля.

Однако помимо госкорпорации существует и специальное ведомство, осуществляющее контроль за ввозом и вывозом военной продукции. Функции контролирующего органа возложены на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, которая является органом исполнительной власти в государственной системе РФ. В настоящий момент служба возглавляется Дмитрием Евгеньевичем Шугаевым, а в ее полномочия входит выдача лицензий и надзор за вывозом технологий как двойного, так и прямого военного назначения.

российский истребитель

Законодательство о военном сотрудничестве

Как уже говорилось, российская законодательная база о военно-техническом сотрудничестве является хорошо проработанной и согласованной. В первую очередь стоит сказать, что согласно Конституции определение вектора внешнеторговой деятельности России входит в компетенцию президента.

Также особый федеральный закон №114 регулирует все аспекты международного сотрудничества в области торговли вооружением, двойными технологиями и материалами. Под таким сотрудничеством понимается ввоз и вывоз, разработка и передача лицензий, а также информации. Закон о военно-техническом сотрудничестве дополняется также и федеральным законом "О международных договорах РФ".

Особняком в международном военном сотрудничестве стоит взаимодействие в сфере военного образования. Эту сферу регулирует специальный закон "Об организации подготовки национальных военных кадров и иностранных специалистов". Стоит отметить, что согласно многочисленным международным соглашениям, РФ готовит иностранных военных специалистов в своих военных академиях и институтах.

Помимо закона о военно-техническом сотрудничестве и президентских указов, сфера находится под контролем специальных постановлений правительства. Правительство же предлагает президенту договоры для заключения с иностранными государствами.

логотип ростеха

Международный контроль

Однако какими бы широкими полномочиями в сфере международного военного взаимодействия ни располагали органы власти в России, они тоже ограничены международным сообществом. В первую очередь стоит помнить, что согласно российской конституции, международные договоры имеют приоритет над внутренними законами страны.

В этом смысле Россия является частью мирового сообщества, которое стремится к максимально прозрачному обороту вооружений и двойных технологий, что должно способствовать международной стабильности и безопасности. Катастрофический опыт двадцатого века вынудил государство более тесно сотрудничать по вопросам безопасности.

Например, под жестким международным контролем находится оборот химических веществ и материалов, которые могут быть использованы при производстве химического оружия массового поражения. Так, в 1997 году при непосредственном участии ООН была создана "Организация по запрещению химического оружия".

Ядерное оружие, а также все материалы и технологии, используемые при его производстве, также находятся под постоянным контролем международного сообщества. Режим нераспространения формально принят всеми членами мирового сообщества.

индийский авианосец

Как устроены международные договоры о ВТС?

Международное сотрудничество в сфере военных технологий крайне деликатная сфера, так как включает самые разные государственные интересы, как политические, так и экономические. Учитывая то, что международная обстановка может измениться в любой момент, все детали такого сотрудничества должны быть внимательным образом изучены и проработаны, а любые непредвиденные обстоятельства учтены.

Как правило, в соглашении указывается весь объем взаимных обязательств, которые принимаются в соответствии с экономическими, историческими и политическими условиями. Например, налагаются ограничения на передачу соответствующей информации третьим лицам или запрещается самостоятельное производство военной техники без оплаты лицензий. Неотъемлемой частью таких договоров является указание санкций за нарушение условий соглашения.

Краткосрочное техническое сотрудничество

Размер средней и минимальной заработной платы в РБВам будет интересно:Размер средней и минимальной заработной платы в РБ

Как уже говорилось, военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства, а потому не может противоречить интересам его безопасности. В силу подобного ограничения каждая страна очень внимательно выбирает партнера для сотрудничества, определяя в каждом конкретном случае объем помощи и глубину сотрудничества, чтобы соблюсти сложный баланс между интересами собственной безопасности и желанием получить прибыль, как в финансовом, так и в политическом смысле.

Большинство соглашений о военно-техническом сотрудничестве России носит временный характер и включают в себя как поставки вооружения, так и договоры на последующее техническое обслуживание техники. Кроме того, любая техника нуждается в квалифицированном персонале, который, как правило, подготавливается в рамках тех же договоренностей.

Сотрудничество со странами Африки

Ярким примером такого тактического сотрудничества в военной сфере может служить соглашение, подписанное между Россией и Танзанией в октябре 2018 года. Согласно этому соглашению, оно действует в течение пяти лет и автоматически продлевается, если ни одна из сторон не заявляет о его прекращении. Предполагается, что Россия будет поставлять в африканскую страну вооружения и технологии, а также готовить иностранных специалистов в собственных учебных заведениях на территории России. Кроме того, консультанты будут направлены в Танзанию для обучения персонала на месте. В рамках такого договора будут проводиться также и конструкторские, и научные исследования.

Помимо выгод для обеих сторон предусмотрены и санкции за срыв сроков поставки оборудования или реэкспорт техники в третьи страны. Подобное военно-техническое сотрудничество поможет России не только заработать денег и увеличить свою долю на мировом рынке вооружений, но и расширить сферу своего военно-политического влияния на африканском континенте.

сотрудничество с танзанией

Глобальный рынок и технологии

Если в XX веке военное сотрудничество сводилось, как правило, к поставке ограниченного количества военной техники, боеприпасов и запчастей для обслуживания поставленного оборудования, то глобальный рынок технологий, знаний и информации требует принципиально иного подхода к международному сотрудничеству в военной сфере.

Сегодня покупатели вооружений и технологий двойного назначения становятся все более требовательны к уровню оборудования и предоставляемых услуг и рассчитывают на более широкий спектр оказываемой поддержки и сопровождения во время эксплуатации техники. Кроме того, не желая впадать в зависимость от иностранного поставщика, многие государства настаивают на лицензированном производстве некоторых агрегатов, узлов или полного комплекта оборудования.

В связи с этим важной частью стратегии России сегодня стало создание совместных предприятий с иностранными партнерами. На таких предприятиях разрабатывают технику, технологии, обучают специалистов, осуществляют технический контроль и производят конечный продукт. Важными стратегическими партнерами, участвующими в такого рода сотрудничестве, стали для России Индия и Китай.

китайская армия

Сотрудничество со странами Азии

Начиная с сороковых годов двадцатого века военно-техническое сотрудничество Китая и России носит постоянный, хотя и не беспроблемный, характер. Еще в годы гражданской войны в Китае СССР выступил на стороне коммунистической армии, что позволило Мао Цзэдуну установить свою власть над всей территорией страны, за исключением острова Тайвань.

Впоследствии Советский Союз помог КНР обзавестись собственным ядерным вооружением и приступить к разработке ракетной программы, на которой сегодня базируется, в том числе, и космическая программа Китайской Республики. В делах военно-технического сотрудничества Китай всегда стремится к извлечению максимальной выгоды для себя. Например, покупая несколько истребителей у России, он рассчитывает на последующее лицензионное производство и помощь в разработке нового поколения техники.

Кроме того, Китай никогда не сторонился серых схем получения технологий, не избегая даже и откровенного промышленного шпионажа. Широкое распространение получила практика покупки небольшого количества техники для последующего изучения и разборки с намерением воспроизвести использованные технологии.

Индия, в свою очередь, является более последовательным и открытым партнером, заранее сообщая о своем намерении не только купить конечную продукцию, но и освоить технологии, подготовить персонал и научиться обслуживать купленную технику. Кроме того, высокий уровень доверия между двумя странами позволяет вести сотрудничество на невероятно высоком уровне. Например, после безвозмездной передачи Индии собственного авианосца, Россия получила контракт на обустройство инфраструктуры для него, а также технической модернизации боевого корабля.

Все договоры о военно-техническом сотрудничестве включают как санкции, так и возможные изменения, которые вносятся по взаимной договоренности. Например, договоры с Индией изменяются время от времени в пользу расширения и углубления сотрудничества. В случае с этой азиатской страной военно-техническое сотрудничество РФ рассчитано не только на политические дивиденды, но и на извлечение коммерческой прибыли.



Источник