Австромарксистский принцип национальной культурной автономии представлен Отто Бауэром в его книге 1907 года «Национальное сознание и социал-демократия», рассматривался им как способ сбора географически разделенных членов того же народа, чтобы «организовывать его не в территориальных органах, а в простой ассоциации людей», что превратило нацию в не территориальную ассоциацию.
Другие идеологические основоположники этого понятия включали еще одного австромарксиста Карла Реннера (эссе «Государство и нация», 1899 год) и еврейского лейбористского мыслителя Владимира Медима (эссе 1904 года «Социально-демографическое разложение»).
Вам будет интересно:Дискриминация по половому признаку: понятие, юридическое определение, статья, наказание и советы юристов
Суть понятия
Давайте рассмотрим пример страны, состоящей из нескольких национальных групп, например, поляков, литовцев и евреев. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в каждом регионе и в общую культурную ассамблею для всей страны. Если подобная практика получить легальный статус, то это - национально-культурная автономия. Ассамблеям будут предоставлены собственные финансовые возможности: либо каждая национальная группа будет иметь право взимать налоги со своих членов, либо государство будет выделять часть своего общего бюджета каждому из них. Каждый гражданин государства принадлежал к одной из национальных групп, но вопрос о том, какое национальное движение будет входить в нее, был предметом личного выбора, и никакая власть не будет контролировать эту национально-культурную автономию. Национальные движения будут подчиняться общему законодательству государства, но в их собственных областях ответственности они будут автономными, и никто из них не будет иметь права вмешиваться в дела других.
Исторический процесс
Вам будет интересно:Наследники третьей очереди по закону: особенности, статья и права
Вам будет интересно:Знаки противопожарной безопасности: картинки, требования, меры
Этот принцип впоследствии был принят различными партиями, в том числе, Иудейской социалистической рабочей партией с момента ее основания в 1906 году, Еврейскими лейбористами на конференции в августе 1912 года (когда движение «О национальной культурной автономии» стало частью программы Бунда), Армянскими социал-демократами. Также он был принят Российской Конституционно-демократической партией (Кадеты) на их девятом Конгрессе в июне 1917 года, первой Османской, а затем Греческой Социалистической Рабочей Федерацией Салоников, левыми сионистами (Хашомер Хатзайр) в пользу двуязычного решения в Палестина, Еврейским народным коллективом (вдохновленным Симоном Дубновым, который разработал концепцию еврейской автономии, близкой к Бауэру) и Демократическим союзом венгров в Румынии (DAHR) после 1989 года. Как и любая местная общественная организация, национально-культурная автономия имеет определенную власть в обществе и политике. Государственная власть это, как правило, всегда учитывает.
В большевизме
История федеральных национально-культурных автономий России началась не слишком хорошо. Сама идея была категорически отвергнута большевиками. Сталинская брошюра «Марксизм и национальный вопрос» (1913 г.) была их идеологической ссылкой на это дело, а также «Важные замечания Ленина по национальному вопросу» (декабрь 1913 г.), в частности в главе «Культурно-национальная автономия». Сталин позже был наркомом по делам национальностей с 1917 по 1923 год. К критике концепции национальной личной автономии Ленина и Сталина позднее присоединился каталонский Андре Нин в своей статье «Австрийская школа, национальное движение за освобождение» (1935 г.).
Другие исторические примеры
Национально-культурная автономия - это та стратегия, которая была частью официальной политики в кратковременной Украинской Народной Республике (1917-1920 гг.) и в межвоенной эстонской республике (закон о личной автономии, 1925 г.), и была включена в Декларацию о защите меньшинств в Литве Лигой Наций в 1925 году.
Автономная представительская структура палестинских евреев в период с 1920 по 1949 год, Асефат ха-Нивхарим также может рассматриваться как реализация принципа национально-культурной автономии.
Со времен распада Советского Союза и его марионеточных режимов национально-культурная автономия является принципом, в соответствии с которым было принято законодательство, касающееся этнических меньшинств, например, эстонский закон о культурной автономии в Эстонии 1993 года, закон Венгрии LXXVII 1993 года о правах национальных и этнических меньшинств, закон Латвии 1991 года о неограниченном развитии и праве на культурную автономию национальностей и этнических групп Латвии, закон Литвы 1989 года об этнических меньшинствах, закон России 1996 года о создании национально-культурных автономий, и закон Украины 1992 года о национальных меньшинствах.
Османская империя
Вам будет интересно:Статья 61 ГПК РФ с комментариями
В Османской империи были отдельные суды (миллеты), относящимся к «личному культурному праву», в соответствии с которым конфессиональное сообщество (группа, соблюдающая законы мусульманского шариата, христианского канонического права или еврейской галахи) позволяла себе управлять своими собственными законами. Несмотря на часто упоминаемую «систему», до XIX века организация того, что сейчас ретроспективно называют миллетами в Османской империи, далека от систематического. Скорее, немусульманам просто предоставили значительную степень автономии в их собственной общине, не имея всеобъемлющей структуры для миллетов в целом. Понятие отдельных миллетов, соответствующих различным религиозным общинам в империи, не появлялось бы до XVIII века. Впоследствии существование системы миллетов было оправдано при помощи многочисленных мифов о фундаменте, связывающих его со временем Султана Мехмеда Завоевателя, хотя теперь считается, что такой системы еще не существовало в XV веке. После реформ Османского Танзимата этот термин использовался для охраняемых законом групп религиозных меньшинств, подобно тому, как другие страны используют слово «нация». Слово "миллет" происходит от арабского слова "миллиа" (ملة) и буквально означает «нация». Эта система считается примером предсовременного религиозного плюрализма.
Система миллетов тесно связана с исламскими правилами обращения с немусульманскими меньшинствами, проживающими под исламским владычеством (dhimmi). Османский термин конкретно относится к отдельным судебным судам, относящимся к личному праву, согласно которому меньшинствам разрешено самим управлять своей жизнью (в случаях, не связанных с каким-либо мусульманином), с довольно небольшим вмешательством со стороны Османского правительства.
Суть миллетов
Люди были привязаны к миллетам своей религиозной принадлежностью (или их конфессиональными общинами), а не этническим происхождением, в соответствии с концепцией этого суда. Такие суды обладали большой властью - они устанавливали свои собственные законы, собирали и распространяли свои собственные налоги. Все, что требовалось, это лояльность к Империи. Когда член одного миллета совершил преступление в отношении члена другого, применяется закон потерпевшей стороны, но правящее исламское большинство имеет первостепенное значение, любой спор, связанный с мусульманами, подпадает под их основанный на шариате закон.
Еврейский автономизм
Еврейский автономизм - это несионистское политическое движение, появившееся в Восточной Европе в конце XIX-начале XX века. Одним из его главных сторонников был историк и активист Саймон Дубнов, который также назвал его идеологическим народничеством. Эти активисты добивались региональной национально-культурной автономии для еврейского народа.
Автономисты полагали, что будущее выживание евреев как нации зависит от их духовной и культурной силы, развития «духовной государственности» и жизнеспособности еврейской диаспоры, пока еврейские общины поддерживают самоуправление и отвергают ассимиляцию. Автономисты часто подчеркивали жизнеспособность современной идишской культуры.
Различные концепции автономизма были приняты на платформах Народной партии, сеймистов и социалистических еврейских партий, таких как Бунд.
Некоторые группы смешивали автономизм с сионизмом: они выступали за еврейское самоуправление в диаспоре, пока евреи-диаспоры не превратили алию в свою национальную родину на Сионе.
В 1941 году Симон Дубнов был одним из тысяч евреев, убитых в результате резни в Румбуле. После Холокоста понятие автономизма практически исчезло из еврейской политической философии.
Он не связан с современным автономизмом как политическим движением, но имеет прямое отношение к местным национальным культурным автономиям в тех странах, в которых жили евреи.
Кэхилла
Кэхилла (pl. Kehillot) является местной еврейской общинной структурой, которая была восстановлена в начале XX века как современное, светское и религиозное продолжение Кахала в Центральной и Восточной Европе, в частности в Польской второй республике, Эстонии, Латвии, Литве, Украинской Народной Республике в межвоенный период (1918-1940 гг.).
В отличие от древнего Кахала/Кехиллы, упраздненного в Российской империи царем Николаем I в 1844 году, современный Совет Церкви был избран как муниципальный орган со списками кандидатов, представленных различными еврейскими партиями: Агудат Исраэль, религиозными и нерелигиозными сионистами, а также марксистскими бундовцами и поалистами, либерально настроенными секуляристскими народниками и т. д.
Кахалы/Кэхиллы в XX веке
Вам будет интересно:Как узнать свои штрафы: советы
Первоначальный проект, представленный еврейскими делегациями на Парижской мирной конференции в 1919 году, должен был стать Национальным еврейским советом для каждого государства, из представителей различных советов общин, таких как бывший Совет четырех земель.
4 марта 1920 года в Литве был опубликован закон о кехиоте, в котором церковь была определена как орган, признанный публичным правом, с правом взимать налоги и издавать постановления, касающиеся религиозных вопросов, образования и филантропии.
В 1924 году кандидат от агудистов, Элиагу Киршбраун, был избран президентом, а вице-президентом был назначен Ягуб Троккейм, другой агудист. Единственным альтернативным кандидатом на пост президента был Бундист Хенрик Эрлих. Наконец, исполнительный директор общины собрал состав совета: 7 православных, 6 сионистов, 1 народник, 1 бундист. Бунд бойкотировал выборы 1931 года в знак протеста против введения польским правительством ряда репрессивных законов. В 1936 году у Бунда было 15 мест из 50, и Эрлих снова был кандидатом на пост президента, но получил 16 голосов, кандидат сионистов Ицхак Шиппер 10, а Агудист Якоб Тракенхайм выиграл выборы с результатом 19 голосов.
Еврейская ассамблея при Британской Короне
Парламентская ассамблея еврейской общины в обязательной Палестине была избрана Советом представителей (иврит: אספת הנבחרים, Асефат ХаНиварим). Он была создан 19 апреля 1920 года, и действовал до 13 февраля 1949 года, за день до того, как был назначен кнесет, избранный 25 января. Ассамблея собралась один раз в год, чтобы избрать исполнительный орган, Еврейский национальный совет, который отвечал за образование, местное самоуправление, благосостояние, безопасность и оборону. Он также проголосовал за бюджеты, предложенные Еврейским национальным советом и Раввинским советом.
В соответствии с Британским мандатом Ишув (еврейская община) создала сеть политических и административных учреждений, в том числе Ассамблею представителей. Чтобы обеспечить надлежащее представление небольших групп, была введена система пропорционального представительства. Первые выборы состоялись 19 апреля 1920 года, а наибольшая фракция, Ахдут Хаавода, выиграла только 70 из 314 членов Ассамблеи. Ультра-ортодоксальное сообщество и ультраортодоксальная партия Агудат Исраэль бойкотировали выборы в Ассамблее из-за своих возражений против светского сионизма.
Дальнейшее развитие
Второе избрание состоялось в 1925 году, и после принятия в 1926 году устава «Организации религиозных общин» Ассамблея была признана британскими властями в 1928 году. Это - национально-культурная автономия в Палестине, ставшая прообразом будущего Израиля.
Дальнейшие выборы были проведены в 1931 и 1944 годах. На последних выборах некоторые группы, особенно сефардские евреи, бойкотировали выборы и не были представлены. С 1944 года Ассамблея была также бойкотирована Хатцоаром из-за разногласий с избранными лидерами по поводу политики.
Еврейская национально-культурная автономия России
Еврейская автономная область является федеральным субъектом России на Дальнем Востоке, граничащей с Хабаровским краем и Амурской областью и китайской провинцией Хэйлунцзян в Китае. Ее административным центром является город Биробиджан.
ФЗ о национально-культурной автономии
В 1996 году российским правительством был издан закон, гарантирующий подобным автономиям право на существование. В этом законе изложены понятия и принципы, являющиеся основой национально-культурных автономий. Биробиджан, упомянутый выше, - пример федеральной национально-культурной автономии, ставшей автономной областью. Сегодня, впрочем, в этой области живет мало евреев. Тем не менее в ряду национально-культурных автономий области и Дальневосточного федерального округа чаще всего упоминается именно она.