Вопросы, связанные с теоретическим исследованием многих правовых категорий, находятся на стыке наук – теории права, философии и логики. Соотношение формы права и источника права в качестве категорий, требующих адекватную оценку с позиции правовой реальности, имеет значение для юриста, который ставит своей целью практическое применение теоретических основ, например, в сфере нормотворчества. Правильное понимание места этих общих понятий в правовом инструментарии позволяет учитывать более глубокие критерии для определения практических форм и принципов юридической техники.
Форма и содержание в правовой науке
Вам будет интересно:Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений
В зависимости от типа правосознания, форма права и источник права соотносятся по-разному. Философский термин “форма” получил на протяжении многих веков достаточно глубокое теоретическое изучение в европейской традиции. Используя философские корни, можно отметить, что формой является способ существования, выражения и организации некоторого содержания. В связи с этим в философской науке принято рассматривать форму в неотъемлемой связи с тем содержанием, которое является первичным по отношению к ней, определяет бытие формы как своего внешнего образа. Есть также утверждение о том, что и форма может оказывать влияние на содержание – в некоторых случаях новая форма вызывает соответствующие изменения и в содержании.
Вам будет интересно:Объективное вменение - это... Статья 5 УК РФ. Принцип вины
Применительно к правовой доктрине для определения соотношения категорий “источник” и “форма права” можно провести такие параллели с философскими категориями.
Jus est ars boni et auqui – известное изречение древнеримских юристов (по одним данным, оно принадлежит Цельсу, по другим – Ульпиану). “Право есть искусство добра и справедливости” – переводят его сейчас на русский язык. Латинское слово ars имеет минимум два значения: “наука” и “искусство”, что дает основания переводить это выражение еще и как “право есть наука о добре и справедливости”. Однако есть и третья трактовка, предполагающая, что речь здесь идет скорее о наполненности права ценностью как внутренним содержанием, а не столько о его формальном определении в качестве искусства или науки. Форма права в философском значении неразрывно связана с тем содержанием, которое, в свою очередь, определяется в правовой науке разными способами.
Естественно-правовой подход
Содержанием права при естественно-правовом подходе являются объективно существующие по отношению к любым образованиям, прежде всего государственным, природные права и принципы, которые формируют правовое сознание в идеальном смысле. Таким содержанием являются концепции, идеи, теории, чувства, представления людей о существующем и желаемом порядке. Там, где в большей степени правовой разум использует идеальные концепции в качестве деятельного, реального правового начала, они становятся источником права. В таком случае форма права и источник права соотносятся как форма и содержание в их философском смысле.
Формальный подход
При преобладании формального, позитивистского подхода в правовой доктрине источником права непосредственно считаются те или иные формы выражения, способы объективизации правовых норм. Речь идет о принятии в качестве и формы, и одновременно источника права нормотворческой деятельности государственного аппарата, являющейся средством реализации государственной власти и воли. Здесь соотношением понятий “источник права” и “форма права” будет их полное совпадение в логическом отношении.
Социологический подход
Третьим существующим типом правосознания принято считать социологическую (реалистическую) теорию права, появившуюся в качестве негативной реакции на доктрину позитивистского права. В центре внимания социологической юриспруденции находятся не нормы права, а условия их функционирования, реальная жизнь. Первичным здесь является право, возникающее из общественных, практических отношений, соответственно, источником права служит сама реальность. Понятия “источник права” и “форма права” в некотором роде разделены и не имеют, по сути, никаких точек соприкосновения, поскольку законодатель здесь не создает нормы, а лишь формулирует их как опосредованный субъект. Как следует в таком подходе, какое бы то ни было соотношение формы права и источника права отсутствует вовсе.
Практическое значение. Европейский суд по правам человека
Таким образом, характер соотношения источника права и формы права в полном смысле определяется преобладающим типом правопонимания, вектором осознания места-причины правового регулирования в общественной жизни. В отечественной науке советского периода преобладающим был второй, формальный подход, при котором эти понятия были в основном тождественными.
Преследуя практическую цель исследования соотношения формы права и источника права, нужно также отметить, что первый из перечисленных выше подходов, естественно-правовой, используется в своей деятельности Европейским судом по правам человека.
Так, суд в качестве опоры, формы права, использует нормы принятой Советом Европы Конвенции по правам человека. Однако в качестве источника права в процессе принятия решения суд оперирует тем гораздо более глубоким содержанием, которое называется “права и свободы человека”. Изучая практику суда, можно заметить, что мотивирующая часть любого решения выходит далеко за формальные рамки текста Конвенции, поскольку использует в качестве своего содержания и источника все те основополагающие идеи и принципы свободы, равенства, ценности жизни человека, уважения его прав, которые формировались правовой доктриной и обществом на протяжении XVII-XX вв.
Заключение
В современной теории государства и права (ТГП) соотношение формы и источника права имеет большое значение для формирования качества и глубины мировоззренческой основы. Безусловно, не существует представлений вечных, которые не нуждались бы в их огранке практикой и опытом, получаемым в результате соприкосновения с постоянно меняющейся, развивающейся реальностью. В юридической науке это правило является важным для сохранения адаптивности и гибкости правового инструментария – для того, чтобы он отвечал своему времени и его практическим реалиям. В то же время имеет важность и понимание той связи с правовыми источниками, неразрывность которой служит фактором, упорядочивающим практические отношения, дающим им основу для естественной стабильности своего движения и развития.