По данным анализа Госавтоинспекции Российской Федерации была выявлена следующая статистика: большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит из-за того, что водители транспортных средств не знают, как правильно пропустить пешехода. Особенные сложности среди автолюбителей вызывают вопросы, касающиеся нестандартных ситуаций – например, переход граждан по проезжей части в неположенных местах или нерегулируемых зонах.
Изменения в ПДД
В соответствии с пунктом 14.1, водителей обязывали останавливаться перед пешеходом или сбавлять скорость. Подобная формулировка признана двоякой, оставляющей альтернативу владельцам транспортного средства – слегка притормозить, подгоняя идущего человека, или полностью прекратить движение.
Вам будет интересно:Рудик Оганов: биография
Новая поправка в ПДД подобный выбор исключает, обязав автолюбителей уступать проезжую часть гражданам, переходящим ее или только вступившим, и устранив тем самым неоднозначность вопроса, как правильно пропустить пешехода. Правила ПДД теперь оговаривают и случаи, когда в соседней полосе движения перед гражданами тормозит авто.
И если раньше достаточно было убедиться в том, что перед капотом автомобиля не наблюдается пешехода, сейчас правило сформулировано более жестко: замедляется соседняя машина – ее примеру следуют все остальные участники движения (в случае, когда причина остановки связана с пешими гражданами, а не аварийной ситуацией или поворотом, например). Продолжать путь допустимо только после того, как проезжая часть освободится.
Вам будет интересно:Как высчитываются алименты с зарплаты: советы юриста
Уступить или пропустить?
Ранее, в 2010 году, перед водителями стояло строгое правило – пропускать пешеходов, уже вставших на проезжую часть. То есть автолюбитель не был обязан останавливаться перед человеком, стоящим у трассы на тротуаре, а если и делал это, то из личных соображений. На тот момент принципиальной разницы между понятиями «правильно пропустить» или «уступить дорогу пешеходу» не существовало. С точки зрения обывательской лексики по-прежнему изменений нет, а вот юридический нюанс появился.
Теперь в пунктах 14.1 и 14.2 имеется важная поправка: владелец транспортного средства обязан не просто пропускать граждан, а уступать им трассу, прекращая движение до тех пор, пока пешеход ее не пересечет.
Вам будет интересно:Арест Жукова. Что ждет бизнесмена из Владимирской области?
Проезжая часть или дорога?
Дорога состоит из нескольких полос движения, то есть проезжих частей. Неудивительно, что многих водителей смущает формулировка ПДД. Правило гласит о следующем: продолжать поездку можно, только убедившись в том, что на дороге отсутствуют граждане, «переходящие проезжую часть».
Как правильно пропускать пешеходов на переходе, которые передвигаются по другой полосе движения? В такой ситуации все зависит от направления людей. Если они прошли автомобиль водителя и продолжают движение по остальным полосам, дожидаться, когда пешеходы дойдут до противоположного тротуара, не нужно. Аналогичный ответ касается и движения по части встречного направления (при условии, что дорога ограничена разделительными полосами).
Однако в обратном случае, когда пешеход пересекает трассу и движется по направлению к машине, водитель обязан остановиться с остальными автолюбителями. Попытка «прошмыгнуть» и пересечь переход перед носом у людей расценивается как грубое нарушение норм правил дорожного движения.
Трамвайные пути
Еще один спорный вопрос предыдущего свода ПДД касался рельс в черте города. Трамвайные пути, пересекающиеся с пешеходным переходом, не давали идущим гражданам никакого преимущества, а потому автолюбители имели право их не пропускать. Подобная формулировка закона создавала опасную ситуацию на дороге и позволяла провинившимся водителям найти лазейку для избегания наказания.
Новая поправка в ПДД рассматривает и вопрос трамвайных путей, четко трактуя правило, как правильно пропускать пешеходов. Все варианты формулировок предыдущего закона больше не имеют юридического основания – участок движения трамваев теперь относится к пешеходному переходу. В редакции ПДД это проявляется в виде неприметной, но важной приписки, касающейся пеших людей: «при переходе дорог и на трамвайных путях».
Ночные встречи
Неосвещенные трассы и даже переходы – настоящая проблема как для водителей, так и для граждан, желающих пересечь проезжую часть. Очевидно, что автолюбителям следует быть внимательнее в вечернее и ночное время, особенно перед тем, как правильно пропустить пешехода. Однако в связи с подобной трудностью правила дорожного движения ужесточены и по отношению к последним участникам действия.
Вам будет интересно:Воинская обязанность предусматривает... Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998
С 2015 года граждане обязаны носить светоотражающие элементы, обеспечив их видимость для водителей в неблагоприятных условиях (осадки, туман, сумерки). Сегодня подобное требование не доставляет трудности пешему населению: многие производители предлагают покупателям одежду со вшитыми светоотражательными полосками; в продаже имеются наклейки и подвески для вещей на любой вкус. Правда, обязали к подобной мере безопасности немногих – для жителей крупных городов подобное требование носит только рекомендательный характер.
Нерегулируемые пешеходные переходы
Светофор – бескомпромиссный регулировщик движения по проезжей части. Однако в местах пешеходного перехода или установки специальных знаков, где его нет, водители зачастую придумывают различные оправдания своей неуступчивости, игнорируя замерших на тротуаре прохожих.
Как правильно пропустить пешехода на зебре, если она не регулируется? В этом вопросе как правовая, так и этическая истина лежит на стороне граждан без транспорта: по закону, автовладелец по-прежнему обязан уступить дорогу человеку, так же, как в случаях с регулируемыми переходами. Да и с моральной точки зрения такой вариант гораздо предпочтительнее, особенно когда на тротуаре дожидаются дети, пенсионеры или беременные женщины, например.
Посадка в транспорт
Нередко водители сталкиваются со следующей ситуацией: в местах, не оборудованных специальным переходом, останавливается транспорт, и юркие пассажиры торопятся пересечь дорогу. Зачастую автолюбители не желают пропускать подобных граждан, вынуждая их терпеливо дожидаться более любезных владельцев машин и нарушая ПДД, которые предусматривают не только то, как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе, но и в подобном случае.
Пункт 14.6 гласит: если человек идет к общественному транспортному средству или же от него, а также в случае, когда высадка пассажиров производится с остановки, расположенной на проезжей части, водители остальных авто должны уступать дорогу пешеходу.
Правила для всех!
Закон о пересечении проезжей части затрагивает не только интересы водителей, но и самих пешеходов, обладающих не меньшим объемом обязанностей. Граждане вправе пересекать дорогу в положенных местах, предусмотренных для безопасности людей. «Зебры», подземные переходы, светофоры, рабочие знаки – вестники правильного перемещения по проезжей части. В случаях, когда специально оборудованные места отсутствуют, допускается передвижение на перекрестках по линиям обочин или тротуаров.
Помимо этого, для граждан предусмотрено еще одно важное ПДД. Как правильно пропускать пешеходов, обязан знать любой водитель, однако это не снимает ответственность с остальных участников движения. Прежде чем пересекать проезжую часть, люди обязаны оценивать реальную обстановку на дороге и идти дальше, только убедившись в безопасности своих действий.
Как правильно пропускать пешеходов: советы из судебной практики
Для транспорта предусмотрена проезжая часть, для пеших граждан – обочины и тротуары. Однако иногда у человека появляется необходимость попасть по другую сторону дороги и единственное, что он может сделать, – ее пересечь. Водители подобный вариант развития событий должны предусматривать, быть начеку и знать назубок, как правильно пропускать пешеходов. Особенно в случаях, когда гражданин пересекает дорогу в положенном месте.
Судебная практика редко складывается в пользу водителей, потому что именно они представляют большую угрозу жизни людей, а не наоборот. Чтобы избежать справедливых или незаслуженных обвинений со стороны ГИБДД, важно не только знать права, но и быть взаимовежливыми, осторожными, внимательными. Безопасность окружающих – куда более значимый фактор, чем справедливость или юридическая правота.
Даже в случаях, когда беспечный пешеход переходил проезжую часть в неположенном месте, ответственность все равно лежит на водителе, владеющем автомобилем – источником повышенной опасности. При дорожно-транспортном нарушении именно он будет отвечать перед пострадавшими, начиная от штрафа и вплоть до уголовного наказания.
Исключительные случаи
Строгие требования пересечения дороги актуальны не в любых ситуациях и не ко всем. Так, пункты 14.5–14.7 предусматривают обстоятельства-исключения, в которых рассматривают вопрос, как правильно пропустить пешехода, двигающегося по проезжей части в неположенном месте.
Во-первых, водители обязаны пропускать слепых граждан, сигнализирующих о своем маршруте белой тростью.
Во-вторых, автолюбители должны быть бдительнее, проезжая мимо транспорта, помеченного опознавательным знаком «перевозка детей». В случае включенных аварийных сигналов такого авто, остальные участники движения должны убавить скорость или, при необходимости, остановиться, чтобы пропустить детей.
Помимо этого, водители обязаны пропускать и организованные пешие колонны. Как правило, это военные, школьники или маленькие дети. Но не всякая упорядоченная толпа является колонной – только та, что передвигается по правилам: рядами до 4 человек и в сопровождении двух ответственных лиц с сигнальными флажками.
Нарушение и наказание
За отступление от установленных ПДД и игнорирования предоставления преимущества пешеходу, начавшему передвижение по проезжей части, на водителя налагается административный штраф – полторы тысячи рублей (статья 12.18 КоАП Российской Федерации).
Никакой дискриминации! Пешеходов так же ожидает наказание в случае нарушений ПДД в виде штрафа в пятьсот рублей или предупреждения от сотрудников дорожно-патрульной службы (ст. 12.29, 1 часть). За создание помех в передвижении транспорта эта сумма увеличится до 1 тыс. рублей (ст. 12.30, 1 часть), а за причинение вреда здоровью потерпевшего из-за невнимательности и беспечности – от 1 тыс. до 1,5 тысяч рублей (ст. 12.30, 2 часть). Последняя мера наказания касается не только торопливых граждан, но и автолюбителей.
Водители и пешеходы часто относятся друг к другу неуважительно, даже находясь по обе стороны баррикад одновременно. Убежденные в приоритетности своих прав, они делят дорогу, словно соседи коммунальной квартиры – ванную комнату. На чьей же стороне истина в этом бесконечном споре? Однозначно, она где-то посередине. Вот только владельцы транспортных средств должны не только знать, как правильно пропустить пешехода с юридической точки зрения, но и отчетливо понимать – автомобиль представляет опасность для беззащитного человека, а не наоборот.