В статье поговорим о мощном и экономичном бензиновом двигателе для комплектования отечественных моделей автомобилей ВАЗ, позволяющем обеспечить надежную, а также продолжительную эксплуатацию при качественном уходе и своевременном техническом обслуживании.
Производство двигателей
Волжский автомобильный завод приступил к выпуску легковых автомобилей в 1970 году. В производственной структуре новой компании с самого начала было предусмотрено создание подразделения по изготовлению моторов. Наличие моторного производства позволило разрабатывать и выпускать силовые агрегаты для комплектования отечественных автомобилей под маркой ВАЗ с начала серийного выпуска по настоящее время.
Вам будет интересно:Что понимают под поисковой системой - определение, история и интересные факты
Собственное производство двигателей приносит компании следующие положительные моменты:
- позволяет расширить количество модификаций выпускаемой модели за счет установки различных двигателей;
- ускоряет процесс подготовки выпуска новой модели;
- устраняет зависимость от поставок силовых агрегатов сторонними фирмами;
- осуществляет унификацию моторов, что повышает ремонтопригодность и упрощает технологический процесс по их изготовлению;
- оптимизирует работу по повышению качества и надежности выпускаемых силовых агрегатов;
- разрешает получать дополнительную прибыль от продажи моторов.
Двигатель ВАЗ-21126
Вам будет интересно:Что такое браузер "Яндекс", и как его установить?
В 2007 году с конвейера завода начала сходить новая модель легкового автомобиля под названием Lada Priora. Малолитражка сменила выпускавшийся с 1995 года седан ВАЗ 2110. Изначально Priora комплектовалась 8-клапанным двигателем модели 21114 мощностью всего 82,0 л. с. (объем 1,5 л).
Важным этапом в дальнейшем развитии автомобиля и повышении спроса стала установка новой модели двигателя ВАЗ-21126. Силовой агрегат выдавал мощность в 98 сил при 5600 оборотах коленчатого вала. Применяемый мотор позволил заметно улучшить динамические свойства «Приоры» и ее модификаций. Разгон до 100 км/ч составил 11,2 секунды, наибольшая скорость возросла до 183 км/ч, при этом мотор ВАЗ-21126 обладал достаточным запасом мощности при движении автомобиля с высокой скоростью, а также хорошей экономичностью.
Вам будет интересно:Как снять графический ключ со смартфона?
Устройство компактного мотора
Конструкцию двигателя ВАЗ-21126 составляют следующие главные узлы и системы:
- блок цилиндров – изготовлен из высокопрочного чугуна;
- коленчатый вал – выполнен из высокопрочного чугуна;
- шатуны – кованые, стальные;
- поршни – сделаны из алюминиевого сплава;
- масляный картер – изготовлен методом штамповки из стали;
- головка блока цилиндров – выполнена способом литья из алюминиевого сплава;
- два распределительных вала;
- системы: смазки, охлаждения, питания, зажигания, вентиляции картера, управления;
- эластичные опоры крепления.
Кроме того, в устройстве двигателя 21126 следует отметить применение большого количества управляющих датчиков и контроллеров для создания и поддержания оптимального рабочего процесса, а также выполнения контроля за состоянием силового агрегата. Использование электронной системы управления позволяет достигать требуемых технических параметров мотора при наименьшем потреблении топлива.
Особенности конструкции двигателя
К индивидуальным особенностям двигателя ВАЗ-21126 (16 клапанов) необходимо отнести:
- облегченный практически на 40% шатунно-приводной механизм производства компании Federal Mogul;
- автоматический натяжитель ремня ГРМ;
- абразивную хонинговую обработку поверхности цилиндров;
- использование поршневого комплекта пониженной массы (на 30%);
- наличие гидрокомпенсаторов для регулировки клапанных зазоров;
- электронное управление дроссельной заслонкой;
- установку электромагнитного клапана для продувки адсорбер;
- конструкцию впускного коллектора, совмещенного с ресивером;
- установленный маховик с демпфером увеличенного размера;
- ремень, а также комплектующие РМ производства фирмы Gates.
Основанием для применения указанных конструкторских решений, а также использования новых производственных технологий при изготовлении стало достижение повышенного ресурса силового агрегата в 200 тыс. км пробега. Увеличение нормативного периода эксплуатации позволило снизить затраты на ремонт двигателя ВАЗ-21126, тем самым повысить экономичность использования автомобиля.
Технические параметры
Технические характеристики двигателя ВАЗ-21126 следующие:
- тип – четырехтактный, бензиновый;
- вариант исполнения – рядный;
- число цилиндров – 4 шт.;
- число клапанов – 16 шт. (по два впускных и выпускных на цилиндр);
- объем мотора – 1,66 л;
- наибольшая мощность – 98,0 л. с.;
- номинальное количество оборотов – 5600 об./мин;
- алгоритм работы цилиндров – 1-3-4-2;
- величина сжатия – 11,0;
- зажигание – электронное;
- масса – 0,12 т;
- бензин – АИ-95;
- заправочные объемы:
- система смазки – 3,50 л;
- система охлаждения – 7,84 л;
- топливный бак – 43,0 л.
Применение двигателя ВАЗ-21126
Благодаря своему устройству двигатель отличался от силового агрегата, применяемого на 10-й серии автомобилей ВАЗ, следующими ключевыми параметраии:
- мощностью;
- увеличенным количеством оборотов;
- уменьшенным, практически в 4 раза, потреблением моторного масла;
- повышенным крутящим моментом;
- более продолжительным ресурсом эксплуатации.
Двигатель ВАЗ-21126 оставался основным для комплектования «Приоры» до проведения рестайлинга в 2013 году. После этого стал устанавливаться мотор мощностью 106,0 л. с. (ВАЗ-21127).
Качественные технические характеристики двигателя 21126 позволяют применять силовой агрегат на следующих легковых автомобилях Волжского автозавода:
- «Приора» и модификации на ее базе.
- «Гранта».
- «Калина».
- «Калина 2».
Эксплуатация и обслуживание двигателя
Для надежной и долговременной эксплуатации двигателя 21126 необходимо соблюдать правила эксплуатации. Среди основных моментов следует выделить такие:
- следить за показателями температуры и не допускать перегрева, поддерживать во время движения рекомендуемую рабочую температуру мотора 90-95 градусов;
- при возникновении перегрева не осуществлять резкого охлаждения во избежание деформации элементов и узлов;
- в условиях низких температур заводить мотор с выжатой педалью сцепления;
- регулярно проверять наличие рабочих жидкостей, а в случае необходимости оперативно выполнять доливку;
- не допускать превышения уровня масла и охлаждающей жидкости, так как это приведет к деформации уплотняющих элементов;
- осуществлять своевременную замену моторного масла, фильтров (топливного, воздушного, масляного) и ремня ГРМ;
- в случае возникновения неполадок и проведения ремонтных работ использовать только оригинальные запасные части;
- при выполнении обслуживания использовать технологические жидкости и расходные материалы, рекомендованные заводом.
Для автомобилей ВАЗ интервал ТО установлен в 15000 км, при эксплуатации автомобиля постоянно в городских условиях или на грунтовых дорогах требуется сократить период замены до 10000 км. При замене масла в двигателе 21126 использовать следующие типы смазки по вязкости:
- 5W-30;
- 5W-40;
- 10W-40;
- 15W-40.
По типу масла необходимо использовать зимой синтетическую моторную смазку, летом - полусинтетическую.
Соблюдение указанных правил позволяет осуществлять надежную эксплуатацию двигателя ВАЗ-21126.
Отзывы
При изучении опыта эксплуатации и отзывов о двигателе 21126 можно выделить следующие положительные моменты в его применении:
- сохранение мощности при движении на малых и больших оборотах;
- увеличенный нормативный пробег;
- экологичность, соответствие требованиям стандарта Евро-4;
- легкость запуска в зимний период;
- доступная стоимость ремонта и технического обслуживания;
- возможность применения технологических жидкостей отечественного производства;
- отсутствие необходимости проведения работ по регулировке клапанов;
- малая вибрация и тихий звук работающего мотора.
При наличии целого ряда достоинств автовладельцами отмечается существование главного недостатка двигателя. Это разрыв ремня ГРМ, который приводит к деформации клапанов и ряда других деталей. Ремонт механизма ГРМ, а также возможный капитальный ремонт двигателя 21126 являются достаточно дорогими мероприятиями. Поэтому для предотвращения такой поломки, с учетом нормативного срока замены в 75 тыс. км, необходимо выполнять смену ремня своевременно, а по возможности даже раньше.